Налог с колес // Правительство Татарстана намерено увеличить сборы с владельцев транспорта
10 мая 2007 года

Полгода назад депутаты уже отказали Кабмину в увеличении налога. Теперь, перед предстоящими выборами в Госдуму, как считают эксперты, парламентское большинство в лице «Единой России» тем более не допустит принятия непопулярного закона.
Правительство республики перед майскими праздниками внесло в Госсовет Татарстана законопроект об изменении ставок транспортного налога, которые не повышались с 2004 года. Документ пока не поступил в профильный комитет Госсовета, сейчас он проходит юридическую экспертизу в правовом управлении парламента. Представители Госсовета и Кабмина не оглашают заложенные в проекте параметры, однако, как стало известно „Ъ“, правительство предлагает увеличить транспортный налог в четыре раза относительно ставок, установленных Налоговым кодексом РФ. Исключение предложено сделать для владельцев мототранспорта и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. Предполагается, что для первых ставка налога останется без изменений, для вторых — возрастет в два раза по сравнению со ставками Налогового кодекса РФ.

Ввести изменения Кабмин предлагает с 2008 года. По подсчетам правительства, это принесет в бюджет дополнительные 283 млн рублей, которые Кабмин собирается потратить на реконструкцию дорожной сети.

Справка "Ъ". Транспортный налог является целевым, он направляется на развитие и содержание автомобильных дорог. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, вместимости и категории транспортных средств. Согласно главе 28 Налогового кодекса РФ, регионы могут увеличивать ставки транспортного налога, но не более чем в пять раз. Субъекты также наделены правом предоставлять льготы по налогу.

Сегодня в Татарстане ставки транспортного налога в три раза выше ставок Налогового кодекса РФ, кроме ставок для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. и мототранспорта с мощностью двигателя от 20 до 38 л. с. (увеличены в полтора раза), а также мототранспорта с мощностью двигателя свыше 38 л. с. (увеличены до максимума, в пять раз). Сборы по налогу в республике в 2006 году составили 898,2 млн руб.

Предложение Кабмина полностью аналогично тому, с которым он уже выступал осенью прошлого года, однако 12 октября на заседании парламента депутаты отклонили внесенный правительством законопроект (см. „Ъ“ от 13 октября 2006 года). Представлявший документ министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, обосновывая тогда необходимость увеличения налога, подчеркивал, что «в условиях увеличения интенсивности дорожного движения требуются значительные средства на реконструкцию и восстановление дорожной сети». Большинство депутатов в предложении Кабмина не устроили отсутствие дифференцированного подхода и попытка переложить решение дорожной проблемы на физических лиц. Глава парламента Фарид Мухаметшин заявил, что 283 млн рублей для республики — не маленькая, но и не слишком большая сумма, а по уровню транспортного налога Татарстан в России обгоняют только Санкт-Петербург и Краснодарский край.

Участники процесса не комментируют причину второго за полгода захода правительства и возможную судьбу законопроекта. «Не надо торопить события», — заявил вчера „Ъ“ Радик Гайзатуллин. Воздержался от комментариев и председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин. «Законопроект нам еще официально не передан, — сказал он. — Когда передадут, тогда давайте и будем обсуждать». Между тем в прошлый раз комитет поддержал инициативу правительства.

Заместитель председателя Госсовета, руководитель фракции «Единой России» Александр Гусев также отказался от высказывания каких-либо оценок происходящего. В прошлый раз, как заявлял лидер единороссов в Татарстане Фарид Мухаметшин, фракция не пришла к единому мнению по поводу законопроекта, тем не менее отклонен он был явно не без ее помощи: «Единая Россия» составляет парламентское большинство (73 из 100 депутатов Госсовета).

«„Единая Россия“ не похожа на самоубийцу, чтобы перед декабрьскими выборами в Госдуму соглашаться на предложение Кабмина, — высказал вчера „Ъ“ свою оценку политолог Мидхат Фарукшин. — Хотя возможны какие-то кулуарные, неформальные соглашения между президентом, Кабмином и руководством Госсовета. А в попытке решить проблемы республики за счет населения, а не за счет, например, нефтедолларов, ничего нового нет — это обычная практика татарстанских властей».

Ирина Бегимбетова, "Ъ - Волга-Урал"